Когда и как обучать ребёнка чтению?

Дорогие родители, в предыдущей статье мы разбирали вопрос о том, как сохранить интерес ребёнка-дошкольника к книгам и вдохновить его на чтение по слогам, а в этой рассмотрим подробнее, когда и как обучать ребёнка чтению.

Когда и как обучать ребёнка чтению?Для начала давайте проговорим один важный момент: все дети разные — одни практически сами схватывают принцип соединения букв в слоги и почти без помощи родителей начинают читать всё, что попадается им на глаза. Другие, напротив, раскачиваются долго и требуют подробных объяснений и более пристального внимания со стороны родителей к процессу чтения. Давайте попробуем разобраться, как определить тот момент, когда ваш ребёнок готов начать учиться читать.

Благоприятным временем для обучения чтению считается то, когда ребёнок говорит предложениями, с интересом и достаточно долго слушает сказки, умеет отвечать на вопросы к тексту (т.е. анализирует прочитанное с помощью наводящих вопросов взрослого).

Физиологически ребёнок готов обучаться чтению в возрасте 5–7 лет. Тем не менее дети, которым много читали, и дети, давно знакомые с буквами, схватывают принцип соединения букв в слоги с четырёхлетнего возраста. Поэтому ориентируйтесь на индивидуальные особенности своего ребёнка. Если видите, что он интересуется буквами, старается прочесть слово сам — начинайте обучать его читать по слогам. Как это делать правильно? Для начала повторите с ребёнком весь алфавит, обращая более пристальное внимание на те буквы, которые он по-прежнему путает (многие дети путают буквы и перестают это делать с того момента, как начнут читать по слогам, за счёт регулярных тренировок в чтении).

Некоторые родители обучают детей буквам с трёхлетнего возраста, и тогда к четырём годам дети уже хорошо их знают, хотя ещё продолжают забывать и путать.

Если ваш четырёхлетка ещё не знает букв, самое время выучить с ним весь алфавит. После того как вы убедились в том, что ребёнок знает буквы, можете приступать к обучению чтению.

При этом очень важен правильный подход! Он заключается в том, что, читая, мы называем не букву, а ЗВУК. Обучая ребёнка чтению, ни в коем случае не говорите: бэ, вэ, эм, эль, а произносите: «б» — «бом», «в» — «вам», «м» — «мама», «п» — «папа» и т. д. Это самое главное, что вы должны донести до своих детей, чтобы не запутать их, помочь усвоить принцип соединения букв в слоги. Если вы решили заниматься с ребёнком по букварю, открывайте первую страницу и приступайте к чтению. Если же ваш ребёнок давно знаком с буквами и уже немножко читает по слогам, подберите для первого занятия несколько таких букв, которые он не путает, и составляйте слоги только с ними (чтобы не перегружать и сохранять позитивный настрой). Например, вы решили составлять слоги с буквой «М». Найдите в букваре слоги именно с этой буквой, возьмите кубики, на которых написана эта буква, или другие пособия (в крайнем случае можно использовать домашние заготовки букв). Начните с того, что повторите с ребёнком названия всех букв, которые будут принимать участие в вашем занятии, а именно «М» и все гласные: А, О, У, И, Е, Я, Э, Ю, Ы, Ё. Спойте их на разные лады.

  • Родителям на заметку. Ведущий вид деятельности дошкольника — игра. Поэтому обучать его нужно только в игровой форме. Так ребёнок быстрее и легче запомнит, а само занятие пролетит быстро и незаметно.

Теперь объясните ребёнку, что во время чтения мы не называем букву, не говорим «эм», а сразу произносим звук — «М». Соединяйте звук «М» с буквой «У» — протяните: «мууу». Учите ребёнка не застревать на первом звуке «м», произносить его не отрывисто и не отдельно от «у», а слитно — «мууу» (естественно, в письменном виде это будет выглядеть так: «му»). Затем соединяйте уже знакомый ребёнку звук «м» с другими гласными: ма, ми, мо, ме и т.д.

После того как букву «М» соединили со всеми гласными и прочитали с ребёнком получившиеся слоги, переходите к составлению слогов с другой буквой. Например, с буквой «д». По тому же принципу объясните, что эта буква читается так — «д», и прочитайте с ребёнком слоги: да, до, ди, ду и т.д.

Постарайтесь составить смешные слоги, например: ме-ме-ме. И спросите ребёнка: «Кто так делает?». Или: «Му-му-му. А так кто делает? А теперь поиграем на дудочке: ду-ду-ду». Или скажите: «Я задам тебе вопрос, а ты прочитаешь на него ответ», и спросите: «Будешь есть мороженое?» Пусть ребёнок с удовольствием прочтёт: «Да-да-да». Таким образом, играя, продолжаем читать.

  • Родителям на заметку. Лучше всего нам запоминается то, что интересно. Неинтересное требует усилий для запоминания и потом быстро забывается.

Вставляя только что прочитанные слоги в контекст, используя юмор, вы облегчаете ребёнку запоминание принципа соединения букв в слоги.

Теперь, когда ребёнок прочёл с вашей помощью слоги с буквами «м» и «д», составьте первые слова с этими буквами: ма-ма, Ди-ма, дом, дым. А потом и предложения: Ма-ма до-ма. И Ди-ма до-ма. Ди-ма до-ма? Да, Ди-ма до-ма.

Когда и как обучать ребёнка чтению?Это первый весомый результат! Вы можете с гордостью объявить ребёнку, что он уже умеет читать САМ! Пусть он прочитает простые строки папе, братьям и сёстрам, бабушке и дедушке. Пусть радуется своему новому умению и гордится собой. А главное, запомнит, что учиться читать — не страшно и не скучно. И тогда завтра он с удовольствием займётся соединением других букв в слоги под вашим руководством. Так постепенно вы осилите с ним процесс чтения. В дальнейшем вашей задачей будет регулярно тренировать ребёнка в чтении, нарабатывая беглость. Беглым чтение станет только за счёт регулярных тренировок в течение нескольких месяцев или даже первого учебного года в школе.

Первые занятия по чтению по слогам должны быть короткими. Длительность их определяется с учётом того, как ребёнку даётся чтение. Если он соединяет буквы в слоги с интересом и, составив слоги с одной буквой, готов переходить к составлению слогов с другой — прекрасно! Следуйте его интересу. Однако, всё равно старайтесь не затягивать занятие, закончить его до того, как ребёнок устанет.

  • Родителям на заметку. Закончить занятие на пике интереса — хороший стимул для того, чтобы вскоре снова вернуться к чтению.

Умение читать поможет ребёнку адаптироваться к школе, успешно осваивать школьную программу, чувствовать себя комфортно и уверенно среди своих одноклассников.

В дополнение к букварю рекомендую свою книгу «Страна неЧИТАЛИЯ». Подробнее о ней смотрите в разделе «КНИГИ».

© Оксана Стази

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен

Имена и адреса, указанные Вами на этом сайте, будут использованы исключительно для технических целей: контакта с Вами при необходимости ответа на Ваш отзыв/ сообщение. Они ни в коем случае не будут предоставляться другим лицам и организациям.

© Copyright - Оксана Стази