Кризис трех лет
Дорогие родители! Прежде чем завести речь о кризисе трех лет, сначала хочу разъяснить в общем, что такое возрастные кризисы и стоит ли их бояться.
Возрастные кризисы — это нормальные закономерные явления. Они возникают потому, что ребенок взрослеет, движется вперед, у него появляются новые формы поведения и общения.
Развитие личности человека проходит черезопределенные периоды. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский выделял в психическом развитии ребенка периоды стабильные и кризисные.
Стабильные периоды характеризуются тем, что длятся от года до нескольких лет и не вызывают резких изменений в поведении ребенка. На протяжении стабильныхпериодов накапливаются в основном количественные изменения, которые становятся очевидными лишь в конце периода. Тогда родители вдруг замечают, что ребенок повзрослел, им кажется, что это произошло в одночасье. На самом деле изменения накапливались постепенно в течение длительного времени, и лишь в конце стабильного периода жизни ребенка стали заметны во всем своем проявлении.
Кризисные периоды, в отличие от стабильных, характеризуются резкими необратимыми изменениями, происходящими в сознании ребенка, его деятельности и сфере отношений. Как правило, кризисный период становится заметен родителям и другим взрослым, когда в поведении ребенка появляются трудности.
Согласно Л.С. Выготскому, стабильные и кризисные периоды чередуются между собой в следующей последовательности:
- кризис новорожденности (0–2 месяца);
- стабильный период младенчества (до 1 года жизни);
- кризис первого года жизни;
- стабильное раннее детство (1–3 года);
- кризис трех лет;
- стабильный дошкольный возраст (3–6 [7] лет);
- кризис семи лет;
- стабильный младший школьный возраст (7–11 лет);
- подростковый (или пубертатный) кризисный период (11 [12] лет);
- стабильный подростковый возраст (12–14 [15] лет);
- кризис 17 лет и т.д.
Примечание: существует несколько возрастных периодизаций разных психологов, возрастные периоды в них варьируются.
Из вышесказанного видно, что трехлетний возраст относится к кризисным периодам жизни. Его первые проявления возникают к двум годам, а пик кризиса приходится на возраст трех лет. Ребенок уже отделяет себя от родителей, которые до недавнего времени были его ногами и руками, исполнителями его желаний. Начинает понимать, что у него есть свои собственные волеизъявления, отличающиеся от родительских, и он настаивает на их выполнении. В этот период времени окружающие часто слышат от малыша фразу «я сам!», вот почему кризис трехлетнего возраста известен под названием «Я сам».
Кризис трех лет сопровождается определенными трудностями в поведении детей. Л.С. Выготский назвал их «семизвездием симптомов» в поведении ребенка. Давайте ознакомимся с ними.
- Негативизм— ребенок негативно реагирует на любые предложения только потому, что они исходят от взрослого, и поступает вопреки родительским словам, лишь бы сделать наоборот. Малыш ведет себя подобным образом из-за потребности в самоутверждении. Так он защищает свое «Я».
- Упрямство— ребенок стремится следовать своим желаниям, не хочет менять свое решение. Например, сказал: «не хочу идти домой» — и не идет, даже если на улице стало скучно и он сам понимает, что пора возвращаться домой.
- Строптивость— выражается в капризах ребенка, направленных против образа жизни, сложившегося до трех лет. Например, раньше малыш поднимался или спускался по ступенькам с мамой за ручку — теперь он больше не хочет так делать. Не желает идти рядом, не позволяет держать себя за руку при переходе через дорогу, не хочет мыть руки после улицы и т. д.
- Своеволие— у ребенка появляются собственные желания, и он хочет делать все сам: спускаться или подниматься по ступенькам, самостоятельно есть, одеваться и т. д. В этот период времени родители часто слышат от своего чада фразу «я сам».
- Протест-бунт (проявляется реже по сравнению с предыдущими симптомами и зависит от применяемых методов воспитания) — ребенок, как бы находится в состоянии войны со всеми окружающими, проявляет агрессию, постоянно вступает в конфликты. Таким образом он заставляет взрослых услышать его и увидеть, воспринимать его всерьез.
- Симптом обесцениваниявзрослых (проявляется реже вышеперечисленных симптомов и зависит от сложившихся отношений со взрослыми) — ребенок обесценивает старые нормы поведения и правила в семье, привязанность к близким людям и предметам. Так, любимая игрушка вдруг становится плохой, мама — злой. В результате малыш ломает игрушки, рвет книжки, обзывает родителей бранными словами.
- Деспотизм (данный симптом чаще всего встречается в семьях с единственным ребенком) — это деспотическое подавление желаний и потребностей окружающих. Ребенок заставляет родителей во что бы то ни стало выполнять свои требования. В противном случае закатывает истерики, диктует родителям, что им надо делать, а что нет. Командует ими, вводит новые правила поведения. В сущности, ведет себя как маленький деспот. По отношению к младшим братьям и сестрам деспотизм проявляется как ревность.
Еще раз сделаю акцент на том, что кризисные проявления — это закономерные явления, сопровождающие взросление КАЖДОГО НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ РЕБЕНКА. Кризисные проявления в поведении ребенка приводят к ломке старых взаимоотношений между взрослыми и детьми и способствуют построению новых, более качественных форм взаимодействия. В этом заключена их польза.
Имейте в виду, что вяло протекающий кризис трех лет указывает на задержку в аффективной и волевой сферах личности (аффективная сфера — это область чувств и настроений). Известно, что дети, не прошедшие через кризис трехлетнего возраста, в будущем отличаются от окружающих такими чертами, как безволие и безынициативность.
Дорогие родители, обратите внимание на следующую фразу: ребенок, проявляющий упрямство и своеволие, тренируется в самостоятельности и инициативности. Поэтому не спешите слишком ограничивать волеизъявления своего малыша, не высмеивайте его первые попытки самостоятельности и ни в коем случае не наказывайте его за проявления инициативы! По Э. Эриксону, в раннем возрасте у детей формируется либо автономность, либо в противовес ей — чувство стыда и сомнения. А значит, в зависимости от методов воспитания, ваш малыш выйдет из трехлетнего кризиса либо инициативным, бойким и самостоятельным (в той или иной мере, с учетом возраста), либо робким и неуверенным в себе. Излишняя стеснительность и неуверенность в своих силах мешает ребенку развиваться и делает его несчастным. Я призываю вас быть мудрыми в выборе методов воспитания и чуткими к чувствам своего чада. А о том, какие приемы и уловки можно применить к маленькому упрямцу, чтобы безболезненно уговорить его поступить по-вашему, мы расскажем в следующий раз.
До новых встреч!
Здравствуйте, Оксана! Купив Вашу 1ую книгу, я решила познакомиться с Вами поближе и найти в социальной сети в контакте. Не нашла. Но наткнулась на Ваш сайт и прочитав две статьи (про родительскую кровать и про кризис 3х лет), захотелось выразить Вам огромную благодарность за Ваш труд. Согласна от начала до конца. Спасибо большое за столь познавательный материал,
И за книги, одну из которых мы зачитали с сыном до дыр! Отныне Ваш постоянный читатель, Екатерина.