Формирование самооценки
Не секрет, что самооценка существенно влияет на качество жизни человека. Так, люди с завышенной самооценкой имеют ряд проблем в личностных взаимоотношениях. Люди с заниженной самооценкой неспособны бороться за более высокий уровень жизни, они пасуют перед трудностями и довольствуются малым. Только человек с адекватной самооценкой способен достичь гармонии в отношениях с окружающими, добиться жизненных успехов и при этом чувствовать себя счастливым.
Формирование самооценки происходит еще в раннем детстве и зависит от семейной атмосферы, в которой растет ребенок. Как правило, у вечно недовольных родителей, занятых только собственными проблемами, дети имеют заниженную самооценку. В любящей семье, напротив, малыша холят и лелеют, подмечают каждый его шаг, хвалят за достижения. Естественно и нормально, что в ответ на это у ребенка раннего возраста формируется завышенная самооценка.
В трехлетнем возрасте собственное «Я» малыша реализуется в результатах его деятельности, в признании его достижений взрослыми. Ребенок часто произносит: «смотри, как я умею», «смотри, как я делаю», ожидая одобрения со стороны родителей. Одобрение и восхищение окружающих способствует формированию у ребенка чувства гордости за свои достижения. Из этого чувства в будущем вырастает чувство собственного достоинства, самоуважение.
Дорогие родители, будьте осторожны в своих прямых высказываниях ребенку! Помните о том, что оценивая его действия, вы формируете у своего чада самооценку — завышенную, заниженную или адекватную.
Формированию завышенной самооценки способствует одобрение абсолютно всех действий ребенка, вне зависимости от того, хорошо ли он поступил или плохо. Иногда одобрение со стороны родителей бывает негласным. Например, родители понимают, что ребенок поступил плохо, но не хотят тратить свои душевные силы на беседы с ним, предпочитают заняться собственными проблемами, считают, что ребенок еще слишком мал и он это перерастет. Они как бы «не замечают» плохие поступки ребенка и тем самым покрывают его. А для ребенка отсутствие «разбора полетов» со стороны родителей после проступка является негласным его одобрением. И в следующий раз он позволит себе поступить так же.
Если родители редко хвалят своего ребенка или вовсе обходятся без похвалы, но зато не забывают упрекать и ругать его за всякую мелкую провинность или шалость, у ребенка формируется заниженная самооценка.В этом случае ребенок растет с чувством стыда и вины, у него развивается комплекс неполноценности.
Дорогие родители, пожалуйста, помните о том, что дети с заниженной самооценкой чувствуют себя несчастными и нелюбимыми. Обратите внимание и на то, что в раннем возрасте иметь завышенную самооценку — нормально. Это означает, что малыш растет в любящей семье! Не переживайте, в будущем завышенная самооценка вашего чада трансформируется в адекватную. Это начнет происходить постепенно, с того момента, когда круг общения ребенка расширится и его поступки будут оцениваться не только близкими родственниками, но и чужими людьми: учителями в школе, другими учащимися и т. д. Кроме того, на формирование адекватной самооценки продолжает оказывать влияние и родительское воспитание. Ведь именно родители прививают ребенку нравственные ценности, хвалят за достижения и порицают за плохие поступки. Ребенок растет, и вместе с ним растут и требования к нему со стороны родителей. И если раньше ребенка хвалили за всякую малость (например, за то, что он по-детски неуклюже один раз подпрыгнул), то в более старшем возрасте его хвалят уже за существенные достижения, которые требуют определенного труда. Постепенно у ребенка развивается самосознание, он начинает разбираться в том, что такое хорошо, а что такое плохо. На основе этого он начинает смотреть на себя по-новому — через результаты своих достижений. Однако выбирать из всех действий наиболее правильное и руководствоваться в своих поступках не эмоциями, а последствиями, ребенок научится только к школьному возрасту. А пока он еще лишь постигает искусство самостоятельно оценивать свои поступки с точки зрения их правильности и значимости. Помогите ему получить понятие о хорошем и плохом, о добре и зле. На основе этих знаний в будущем ребенок будет самостоятельно оценивать свои поступки и составит мнение о себе как о хорошем или о плохом человеке.
Для формирования адекватной самооценки у ребенка важно:
- обращать внимание на все его поступки и реагировать на них соответственно — хвалить за хорошие и порицать за плохие (с помощью похвалы в детях закрепляется стремление быть хорошими и развивается чувство собственного достоинства);
- не давать ребенку непосильных заданий. Постоянное пребывание в ситуации неуспеха формирует и закрепляет в ребенке комплекс неполноценности;
- поддерживать ребенка в неудачах, сопереживать, оказывать помощь в исправлении ошибок, вдохновлять на хорошие поступки, радоваться его достижениям вместе с ним;
- не сравнивать малые успехи своего чада с большими успехами других детей. Лучше сравнивать его предыдущие достижения с настоящими, обращая внимание на прогресс (или регресс);
- отделять поступок ребенка от его личности (не ребенок плохой, а поступок, который нужно обязательно исправить);
- ни в коем случае не оскорблять ребенка, не говорить ему, что он всегда делает плохо и никогда не исправится; относиться к ребенку и его чувствам с уважением, выстроить с ним партнерские отношения;
- демонстрировать и собственные ошибки ребенку, этим вы покажете ему, что ошибаются все — в том числе и взрослые;
- воздерживаться от деструктивной критики, она унижает человеческое достоинство, уничтожает желание исправить недочеты и вырасти в своих знаниях. Деструктивная критика может вызвать агрессию по отношению к критикующему. И напротив, конструктивная критика указывает на недочеты в работе и пробуждает в человеке желание усовершенствовать свои знания и умения;
- ЛЮБИТЬ своего ребенка так, чтобы он всегда это чувствовал — и в ситуациях успеха, и в неудачах!
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!